|
|
|
|
Союз радиолюбителей Вооруженных Сил
Б.А. Орлов
U1CH
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ
РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИХ КЛУБОВ, СЕКЦИЙ, КРУЖКОВ
И ВОПРОСЫ РАБОТЫ В НИХ С МОЛОДЕЖЬЮ
Черная Речка
Санкт-Петербург
Организация радиолюбительских клубов, секций и кружков, их оснащение и методы работы с молодежью, школьниками и подростками зачастую вызывает трудности у тех, кто хотел бы заняться этой трудной, но важной работой.
Сама по себе эта работа, как правило, осуществляется радиолюбителями-энтузиастами, желающими передать свои умение и знания подрастающему поколению, являющемуся богатой базой для приобщения молодежи к такому интереснейшему занятию как радиолюбительство. Однако не все желающие взяться за эту работу имеют необходимые знания и опыт.
Автор не ставит главной целью дать исчерпывающие указания и методику организации этой работы. Многолетнее занятие этими вопросами показали автору необходимость поделишься опытом с теми, кто решил посвятить себя этому большому делу.
Необходимо предупредить, что условия, в которых автору приходилось работать, могут существенно отличаться от тех, с которыми придется столкнуться другим организаторам. Тем не менее, способы и методы остаются идентичными.
Поэтому автор будет признателен тем, кому данные советы дадут определенную помощь в организации работы. И, конечно, многое будет зависеть от предприимчивости и изобретательности организаторов клубов, секций и кружков.
Но если вы, создавая какой-то вид организации, имеете конечной целью извлечение выгоды или только доходов, то лучше сразу же и заняться этим, а не превращать молодежную организацию в доходное предприятие. Иначе эта организация будет не учебно-воспитательным учреждением, а школой бизнеса. Только чистые помыслы принесут достойные плоды в воспитательной работе.
Часть I
1. Организация клубов, секций или кружков радиолюбительства
1.1. С чего начинать?
Начинать работу по организации клубов, кружков или секций радиолюбительства необходимо с уяснения следующих вопросов:
- для чего, с какой целью вы хотите создать клуб, секцию или кружок?
- кого вы будете вовлекать в эти организационные формы?
- какая у вас имеется материально-техническая база и перспективы в ее пополнении?
- кто ваши ближайшие помощники, способные оказывать вам действенную помощь?
- на кого вы можете рассчитывать в оказании технической или материальной помощи?
Если на все эти вопросы вы имеете положительные ответы, хотя бы наполовину - начинайте работать!
Помните, что у вас пока есть только желание и, возможно, какая-то техническая база. И что вам придется жертвовать не только своим личным временем, но и, может быть, материальными средствами. И что ваш труд никто оплачивать не будет.
Еще раз все взвесьте, и, если ваше решение окончательное, - ЗА РАБОТУ!
1.2. Размещение вашей организации
Самым первым и надежным помощником являются общеобразовательные школы. Для них это - внешкольная работа, которая входит в их задачи. Школа может предоставить вам класс, например, физики, или класс по труду в свободное от уроков время, или какое-то другое помещение.
В одной из школ был выделен класс физики, и дано разрешение на установку на столах телеграфных ключей и ПУРК. Вообще, школа - надежный помощник.
Несколько менее надежными являются домоуправления и местные исполкомы. Они видят в радиолюбительстве занятие для подростков, особенно из неблагополучных семей, возможность занять их от бесцельного времяпровождения. Проще говоря, убрать их с улицы. В этом случае местная власть может предоставить полуподвальные помещения, а также чердачные, служебные и др.
Если вы организуете кружок в военном городке, гарнизоне, то в этом случае необходимую опору можно найти в лице начальника КЭЧ района, начальника гарнизона, командира части, особенно если это - часть связи. Солидной поддержкой вам будет служить приказ МО РФ 1996 г. № 34.
При организации школьно-молодежного клуба "РЭТ" помощь оказывало командование части связи, которое выделило класс с оборудованием для обучения телеграфной азбуке и другое необходимое оборудование. Клуб в течение восьми месяцев пользовался предоставленной возможностью, а за это время смог подготовить свое помещение, выделенное поселковым Советом.
Если вы намерены всерьез и надолго заниматься кружковой работой, то не пожалейте своих резервов и постарайтесь приобрести свое помещение. В последующем вы сможете организовать свое дело, оно поможет не только в вашей радиолюбительской работе, но и принесет финансовую помощь.
Радиоклуб можно зарегистрировать как общественную организацию, в этом случае он приобретает полную самостоятельность. Порядок регистрации можно узнать в любой юридической консультации .
1.3. Вопросы технического обеспечения
Техническое обеспечение кружка, секции, а тем более радиоклуба не менее важно, чем наличие помещения. Решение может быть найдено двумя способами:
Путь первый.
Если ваша организация будет являться членом Союза радиолюбителей Вооруженных Сил, то необходимое техническое имущество вы можете получить через Управление связи военного округа (обьединения) в соответствии с Инструкцией по организации учета технических средств связи, передаваемых военным радиолюбителям для создания радиоклубов и коллективных радиостанций, введенной в действие директивой Начальника связи Вооруженных Сил РФ 1993 г N 177/21/281. Для этого потребуется затратить определенное время на всевозможные переписки и оформление документов. Однако если у вас будут деловые связи с этими организациями, время оформления может значительно сократиться.
Путь второй.
Самостоятельное изготовление и приобретение оборудования, аппаратуры и другого имущества. Для этого вам придется использовать все имеющиеся возможности. На первый случай, как это делал клуб "РЭТ", - это использование аппаратуры, приборов и другого оснащения, принадлежащего радиолюбителям, естественно, с их согласия.
Использовать или обзавестись связями с организациями, имеющими возможность оказать вам помощь. К ним можно отнести радиотехнические школы ОСТО, морские и речные организации, НИИ и другие учебные заведения радиотехнической ориентации. В этом могут оказать содействие также контрольно-технические станции Государственной инспекции электросвязи. Вообщем, нужна ваша предприимчивость.
2. Вопросы укомплектования секций и кружков инструкторами-преподавателями и слушателями
Наряду с двумя предыдущими вопросами укомплектование кружков и секций имеет также первостепенное значение.
2.1. Укомплектование кружка, секции инструкторами-преподавателями.
Во-первых, сразу надо оговориться, что вся кружковая работа у вас будет организована, как говорили раньше, на общественных началах, т.е. "за так". Здесь одна надежда, что вы найдете преподавателей-энтузиастов, таких же, как вы.
В дальнейшем вы, возможно, изыщите способы оплаты работы руководителям кружков. Один из способов - это оформить ваших руководителей через станцию юных техников (районную, городскую, областную), которые охотно берут на свой баланс таких руководителей кружков, как правило, на полставки, но иногда и на полную. Второй вариант - это оформление в школе руководителем внеклассной работы. Но это уже будет зависеть от ваших отношений с директором школы.
К подбору руководителей кружков отнеситесь со всей ответственностью. Постарайтесь подобрать руководителей, отвечающих таким требованиям:
- умение работать с подростками и школьниками;
- находить с ними общий язык, быть на равных;
- быть примером (в культуре поведения, честности, правдивости, справедливости);
- видеть в любом ученике, независимо от возраста, человека, не унижать его достоинство;
- быть требовательным к себе и обучаемым;
- техническая и специальная грамотность, способность обучать.
Мне могут возразить - слишком высокие требования! Да, высокие! Но ведь преподаватель еще и воспитатель, и не взрослого, а будущего взрослого. Так что, извините, не высокие требования - нормальные.
Вы подобрали и укомплектовали руководителями кружки (кружок, секцию). Но не забудьте, что и с ними необходимо как-то работать, повышать их технический и методический уровень. Так что на будущее составьте себе план по этим направлениям.
Еще один совет тем, кто возьмет на себя трудную задачу преподавателя, - поддерживайте связь с родителями ваших учеников. Это поможет вам в общении с последними, даст возможность лучше узнать их способности, наклонности и использовать это при обучении.
3. Работа по укомплектованию кружков, секций учениками (слушателями)
Работа по укомплектованию кружков, секций учениками (слушателями) лучше всего начинать с бесед со школьниками и учащимися ПТУ и других учебных заведений. Договоритесь с директором учебного заведения о дне и времени для проведения такой работы. Как правило, школы охотно идут навстречу. Беседы можно начинать с 5-6 классов, но если вы хотите заниматься подготовкой радиотелеграфистов, то можно начинать и с более младших классов.
Подготовьтесь хорошо к этим беседам. С увеличением возраста школьников ваши беседы должны быть более серьезными и технически насыщеннее. Объясняйте просто, доходчиво.
План таких бесед составьте заранее. В него можно включить такие вопросы:
- что такое радиолюбительство;
Несколько слов о его истории, пользе и о том, что входит в это понятие;
- какие виды занятий предусматривает радиолюбительство (КВ и УКВ радиосвязь, спорт, конструирование );
- что учащиеся могут получить, занимаясь в кружке.
Беседы желательно проводить наглядно (QSL-карточки, дипломы, экспонаты). Наибольший эффект от занятий вы можете получить, если проведете несколько показательных сеансов радиосвязи, хотя это будет связано с некоторыми трудностями и технической подготовкой. Можно пригласить детей на коллективную радиостанцию, если такая имеется поблизости. Например, автор приглашал детей к себе домой по 2-3 человека и демонстрировал им сеансы радиосвязи.
О наборе в кружки и секции необходимо сообщать, вывешивая объявления в школах, городке, поселке, используя все способы оповещения населения о вашей работе. В военных городках это можно сделать через командование частей и Дома офицеров, клубы. Объявите на общих собраниях и совещаниях, ибо семьи военнослужащих тоже заинтересованы в занятии своих детей полезным делом.
И вот к вам стали приходить для записи в кружки. Лучше, если дети будут приходить с родителями, так как в дальнейшем вам будет необходимо не терять с родителями контакт.
Объясните, что занятия проводятся бесплатно, ведь школа (домоуправление) предоставляет вам бесплатно помещение, электроэнергию, отопление. Ваши занятия с детьми и будут платой за эти услуги.
Не отказывайте в приеме в кружки и секции никому! Потому что через некоторое время число учащихся уменьшится! Помните, что это - дети, а их желание заниматься чем-либо бывает часто временным.
Через некоторое время у вас сложится более-менее постоянный коллектив. Подберите удобные для всех дни занятий и время и начинайте работу.
Некоторые советы по работе с детьми:
- будьте с детьми на равных;
- проявляйте тактичность, вежливость, уважение к маленькому человеку, будьте честны, правдивы;
- беседуйте с каждым, постарайтесь иметь контакт с родителями;
- не оставляйте вопросы без ответа;
- прививайте уважение друг к другу, к старшим;
- не оставляйте проступки без внимания и воздействия как с вашей стороны, так и со стороны родителей;
- не унижайте достоинство провинившегося, а особенно публично; лучше лишний раз похвалить, чем наказать;
- строго соблюдайте сами и требуйте того же от всех учащихся соблюдения правил технической эксплуатации оборудования и правил техники безопасности. Помните, что вы отвечаете за жизнь человека. Еще раз к этому вопросу мы вернемся позже.
В дальнейшем при работе со старшеклассниками и подростками у вас может выработаться своя методика.
4. Организация радиоклуба.
4.1. Что такое радиоклуб? Это коллектив людей, объединившихся для совместных действий по интересам и увлечениям. И если это так, то членом клуба может быть любой, которого интересует то, чем занимается клуб, причем возраст здесь не играет никакой роли. Поэтому кружки и секции, которые вы организуете, могут служить основой для создания радиолюбительского клуба, и все, что было сказано об организации кружков, может помочь вам при организации клуба.
Клуб может быть школьным или при домоуправлении, или при какой-то другой организации. Да может быть и самостоятельным, зарегистрированным как общественное объединение.
Опытом проверено, что кружковый метод, при котором сначала создаются кружки или секции, а на их базе потом создается радиоклуб, предпочтителен. В этом случае вы проверите себя и свой коллектив, готов ли он к созданию радиоклуба и его работе Кроме того, у вас уже будет какая-то материально-техническая база и помещение, а также какое-то количество взрослых радиолюбителей из числа инструкторов-преподавателей. Вам остается только провести работу по объединению радиолюбителей вашего региона, т.е. провести общее организационное собрание, разработать устав, а затем утвердить его. Для этого нужно, чтобы на собрании присутствовало не менее 10 чел. Дальнейшая работа уже будет делом выбранной администрации клуба.
Можно создавать клуб и до организации кружков и секций. При этом также необходимо объединить радиолюбителей, разработать необходимые документы, зарегистрировать клуб, а затем уже заниматься вопросами помещения, технического оснащения и т.д.
На мой взгляд, первый метод предпочтительнее.
Наконец, вы решили все вопросы по организации клуба. Теперь вам необходимо в соответствии с уставом определить приоритетные направления работы. Что это будет? КВ и УКВ радиосвязь? Радиоспорт? Техническое конструирование? А, возможно, и все вместе?
После определения составьте план работы клуба, утвердите его на Совете и, как говорят, вперед?!
4.2. С началом работы кружков, секций вам необходимо позаботиться об их материально-техническом оснащении. Для этого в клубе должно быть:
- помещение для занятия кружков;
- помещение для коллективной радиостанции;
- помещение для лаборатории;
- помещение для проведения общих мероприятий;
- подсобное помещение.
Это, конечно, в идеале или близко к нему. Как правило, вам придется довольствоваться двумя, а, возможно, и одним помещением. В этом случае коллективную станцию необходимо выгородить от основного помещения.
Чем же должен быть оснащен клуб как минимум:
- коллективная радиостанция (трансивер, приемопередатчик);
- коллективный приемный пункт 2-3 приемника);
- место для изучения телеграфной азбуки (телефоны, ключи, ПУРК - как минимум, 6-8 мест);
- место для ремонта аппаратуры и конструирования;
- измерительная техника (тестеры, генераторы, частотомеры, осциллографы);
- место для QSL-карточек;
- географические и радиолюбительские карты;
- щиты для Q и Z кодов и т.п.;
- щиты с правилами технической эксплуатации, правилами технической и пожарной безопасности;
- документация согласно Инструкции о порядке регистрации и эксплуатации любительских приемо-передающих радиостанций.
Кроме того, должны быть приняты меры по охране помещений клуба. Дальнейшая работа в клубе сама подскажет вам пути и методы ее совершенствования.
5. Работа с молодежью.
Очевидно, одной из главных задач клуба будет работа с молодежью, главная цель которой - преемственность в радиолюбительстве, т.е. обучение молодежи этому делу. Поэтому очень важно, чтобы инструкторы-преподаватели обладали не только широкими техническими знаниями, опытом и практикой, но и имели бы склонность к работе с детьми и подростками.
Дети и подростки - это такая категория людей, которая не только верит тому, о чем вы рассказываете, но и любит сама убеждаться на практике, делать все самостоятельно.
Отсюда вывод - больше самостоятельности, но под контролем руководителя. Не любит молодежь менторства и нравоучений. Для этого нужно знать каждого ученика, его характер, наклонности. Иному нужно вовремя подсказать, а другому - эту помощь оказать незаметно, как будто он сам нашел решение.
Но это не значит, что вы должны предоставить полную свободу действий и делать, что вздумается. Все должно быть в рамках ваших задач по обучению. Будет ли это изучение телеграфной азбуки или работа в эфире, конструирование или другие дела.
Очень полезен для обучаемых практический показ:
- работы высококлассных специалистов в эфире;
- радиообмен мастера-скоростника;
- конструктора с аппаратурой и приборами.
Немаловажную роль играют соревнования, организованные как внутри клуба между его членами, так и городского, районного или областного масштаба. Они воспитывают у обучаемых элемент состязательности, а следовательно, и стремление к совершенствованию своей квалификации.
Еще об одном факторе, влияющем на обучение. Это об освоении телеграфной азбуки и работе в эфире. Раньше не допускалось, чтобы человек, не владеющий телеграфом, работал в эфире. Практика показала, что многих школьников и подростков тянет к работе в эфире возможность общаться не только внутри своей страны, но и с другими странами. А изучение телеграфа не только сложно, его не все могут освоить. Поэтому после нескольких занятий многие разочаровавшиеся ученики покидают занятия. Однако, если учащийся, пройдя необходимую подготовку для работы в эфире микрофоном, проведет несколько связей в радиолюбительском эфире - считайте, что наполовину, а то и более, вы получили стойкого радиолюбителя. О подготовке, т.е. о методах обучения, мы поговорим позже.
Из тех учеников, которых вы подготовили для работы в эфире, вы можете формировать команды и участвовать в районных, городских или областных соревнованиях. Это будет хорошей школой для начинающих радиолюбителей.
Не забывайте о том, что радиоклубы несут в себе элементы профессиональной ориентации для подрастающего поколения. Опыт показывает, что примерно 1/3 занимающихся в клубе выбирает себе профессии, связанные с радио или электроникой.
В Уставе Союза радиолюбителей Вооруженных Сил и в уставах многих радиоклубов отражена задача - дать знания подросткам по подготовке к службе в армии. Школьники и подростки получают достаточные знания для работы на войсковой аппаратуре, по обслуживанию и ремонту. Практически они могут выполнять обязанности радиооператора в армейских условиях.
Можно привести такие примеры:
- Кронштадтский клуб "Эфир" является постоянным резервом для пополнения слушателями Высшего Военно-Морского училища им. А.С.Попова, готовящего флотских офицеров - специалистов по радиоэлектронике;
- школьно-молодежный клуб "РЭТ" в Ленинградской области также уделяет внимание этому вопросу. Его воспитанников можно встретить в Ленинградском училище связи, в учебных заведениях города радиоэлектронного направления и среди военнослужащих-прапорщиков.
Уставом СРВС предусматривается и военно-патриотическая работа, в которой принимают участие все его члены, клубы, кружки и секции. Такие военно-патриотические мероприятия как радиоэкспедиция "Победа", 300 лет Российскому Военно-Морскому Флоту и др. нашли отражение и в деятельности Союза радиолюбителей Вооруженных Сил.
СРВС организует и проводит дни активности в честь праздников видов Вооруженных Сил, соревнования и другие мероприятия военно-патриотической направленности. Молодежь кружков, секций и клубов активно принимает участие в них.
Клуб должен активно содействовать проведению таких мероприятий. Необходимо также и самим организовывать всевозможные экскурсии по местам боевой славы русской и советской армии, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, посещения музеев, частей связи, где можно ознакомиться с боевой техникой и встретиться с личным составом. Так, в одной из частей связи был организован для молодежи радиоклуба "РЭТ" показ работы фронтового и армейского узла связи. У ребят это событие оставило большое впечатление и долго было предметом обсуждения.
Необходимо также отметить важность работы с детьми и подростками по культуре общения, товариществу и взаимовыручке. Все эти качества присущи большинству радиолюбителей. Они помогали потерпевшим людям в Спитаке, Грузии и других случаях стихийных бедствий. Все эти качества необходимо прививать с раннего возраста в семье, школе, а также в радиоклубе, кружке.
Часть II.
Некоторые вопросы организации учебного процесса в радиокружках и секциях радиолюбительства
В данном материале рассматриваются вопросы организационно-учебного характера. Напоминаю, что изложенное ниже не догма, а лишь советы, основанные как на личном опыте, так и на опыте некоторых радиолюбительских кружков, коллективных радиостанций и радиоклубов, работающих сегодня в довольно сложных условиях с сегодняшней молодежью.
Напомню, что в организованные кружки, секции приходят школьники, подростки по собственному желанию, интересу. Ваша задача - этот интерес постоянно развивать и закреплять.
1. Все ваши ученики, как правило, занимаются в общеобразовательных школах или иных учебных заведениях. Отсюда следует, что все занятия в кружках и секциях (в дальнейшем будем называть их учебными группами) должны быть построены с учетом этого важного фактора, т.е. должно быть учтено, кто и в какое время может приходить на занятия. Важную роль в обучении играет методика проведения занятий. Изложение темы изучаемого материала должно быть доходчивым, с учетом общих знаний обучаемых. Рассказ закрепляйте наглядными примерами, используя для этого приборы, действующие макеты, видеозаписи, т.е. все, что способствует пониманию изучаемых материалов.
Развивайте у обучаемых самостоятельность в решении того или другого вопроса. Покажите, если возможно, на практике, почему обучаемый ошибся в ответе. Объясните, в чем его ошибка. Для того, чтобы ученики хорошо успевали, изучаемые предметы преподаватель должен сам хорошо знать и иметь в своем запасе различные способы и методы обучения.
Не оставляйте ни одного вопроса учащегося без ответа. Если вы сразу не можете ответить на тот или иной вопрос, скажите, что вы сейчас не готовы ответить, а ответите на следующем занятии, и не забудьте это сделать. Это нисколько не повредит вашему авторитету, потому что человек не может все знать.
У всех детей различного возраста, да и у подростков тоже есть хорошее качество - фантазия. Она способствует развитию мышления, а иногда и совершенно необычному решению тех или иных задач. Используйте это качество в своей работе.
Еще на один момент следует обратить внимание - отношение между учениками и преподавателями. Не ставьте ученика ниже себя. Будьте с ним на равных! Но это не означает панибратских отношений. Относитесь как к другу и товарищу, но как старший друг и товарищ.
Старайтесь встречаться с родителями учеников, по возможности бывать у них дома. Неплохо, если и ученики будут бывать у вас при необходимости. Все это сближает и укрепляет взаимоотношения. Не секрет, если ученики что-то знают о преподавателях не очень хорошее, если преподаватель говорит одно, а в жизни делает другое, то это не только понизит авторитет преподавателя, но и отрицательно скажется на занятиях.
Все ученики не идеальны, и им свойственны и шалость, и даже проступки в нарушении и учебного процесса, и в общественной жизни, и во взаимоотношении друг с другом и коллективом. И если вы с нарушителем разбираете тот или иной проступок, то старайтесь делать это корректно, вежливо и отдельно, не в коллективе. Дети - такой народ, что не всегда могут правильно давать оценку. Могут высмеивать нарушителя и даже издеваться. Поэтому лучше всего такую работу проводить индивидуально. Если вы хорошо изучите своих учеников, вникните в психологию каждого, успех ваших трудов будет обеспечен.
2. Итак, вы приступили к формированию кружка, секции или, как мы уже говорили, учебных групп. Как правило, в вашей учебной группе будут дети и подростки различного возраста. Условно мы разобьем их на подгруппы не по возрасту, а по школьным классам. Допустим, в группе у вас 16 человек, из них 6 класс - 6 чел., 7 класс - 2 чел., 8 класс - 4 чел., 9-10 класс - 4 чел. В этом случае подгруппы могут быть: 1-я п/гр - 6-7 класс, 2-я п/гр - 8 класс, 3-я п/гр - 9-10 класс. Таким образом, вы получили подгруппы, общие знания которых будут примерно равны. Это дает возможность дифференцированно составить план занятий. Такие предметы как работа на радиостанции, организация любительской радиосвязи, изучение правил ПТЭ и ПТБ вы можете проводить совместно, а такие как радиотехника, устройство радиостанций - по подгруппам. Обучение телеграфной азбуке (прием на слух и передача на ключе) будет для общей группы из тех, кто может и желает осваивать этот предмет.
Если вы будете заниматься в одном помещении, вам придется вести занятия по трем темам одновременно. В этом случае вы должны организовать занятия в подгруппах таким образом, чтобы они не мешали друг другу.
Примерно это выглядит так:
1-я п/гр - организация любительской радиосвязи.
Тема: Изучение Q-кода и радиолюбительского кода ( записывают в рабочие тетради ).
2-я п/гр - Изучение правил ПТЭ и ПТБ ( запись основных требований по злектробезопасности ).
3-я п/гр - Изучение приемной радиоаппаратуры.
В каждой подгруппе вы можете назначить своих помощников из числа хорошо успевающих учеников в группе и пользующихся авторитетом и уважением.
Если у вас будут возможности на каждую группу иметь отдельного преподавателя - это идеальный случай. Он может стать реальным, если вы привлечете к занятиям своих товарищей по радиолюбительству, желающих и умеющих заниматься с детьми. Как правило, такие возможности вполне реальны.
Менее реально - наличие нескольких помещений для занятий.
Для этого случая характерен пример одной из коллективных радиостанций нашего региона, когда они по согласованию с директором близлежащей 8-летней школы оборудовали места для приема на слух и передаче на ключе в школьном классе физики.
И почти идеальный случай: школьники, члены радиоклуба "РЭТ" весь зимний период, пока у клуба не было оборудовано помещение, пользовались классом в близлежащей воинской части связи. Но это, повторяю, почти идеальный случай. Хотя, если кружок или секция организуется в военном городке или гарнизоне, такой вариант вполне возможен.
Не исключено, что занятия вам придется проводить чаще 2 раз в неделю, так как школьники занимаются в различные смены. Вам придется по одной теме проводить занятия дважды, чтобы охватить занятиями всех членов группы. Все ваши планы потребуют корректировки в первые 2-3 недели занятий. Выявится все, что вы не смогли предусмотреть в плане. Стабилизируется состав групп, произойдет естественный отсев, после которого численность групп уменьшается. Не бойтесь этого - остаются, как правило, те, кто окончательно сделал для себя выбор. Ни в коем случае не допускайте срывов или переносов занятий по вашей вине, какие бы не сложились у вас обстоятельства. Отмена или перенос занятий расхолаживают учеников, дестабилизируют дисциплину, особенно в посещаемости.
3. Некоторые вопросы методики и практики проведения занятий
Каждый радиолюбитель, начинавший заниматься в кружках, при коллективных станциях или радиоклубах, помнит, с чего он начинал. Помнит своих преподавателей, наставников. Следовательно, имеет какой-то опыт для использования в обучении молодого поколения радиолюбителей. Несколько сложнее заниматься обучением тем, кто пришел в радиолюбительство самостоятельно и не имеет такого опыта. В этом случае им необходима помощь со стороны руководителей кружков и секций, уже имеющих опыт в этом вопросе. Такую помощь могут дать руководители кружков при школах, станциях юных техников, а также преподаватели, занимающиеся внешкольной кружковой работой.
Для составления учебного плана, расчета часов и тематики можно рекомендовать пособие "Внешкольная кружковая работа" Учпедгиз 1980. Эту книгу вы можете позаимствовать на станциях юных техников и в школах. Именно в ней есть необходимая информация по работе в радиокружках.
Можно использовать примерный учебный план работы радиокружка, имеющийся в данной литературе (приложение 1), применительно к вашим условиям. Необходимо остановиться на проведении занятий по отдельным дисциплинам, на их особенностях.
При проведении занятий по радиотехники или электроники каждый преподаватель должен сам определиться, какие темы и в каком порядке включить в тематику кружка. Необходимо только уточнить общее развитие обучаемых по школьному уровню и дифференцированно составить план по подгруппам.
Особого внимания заслуживает вопрос обучения в приеме на слух и передачи на ключе. Он тесно переплетается с обучением работе на радиостанциях. Прием на слух как одна из составляющих этого предмета является, пожалуй, сложнее, чем другие предметы. Во-первых, не каждый может осваивать прием на слух в той степени, в какой предполагается практическая работа в эфире, что определяется физическими особенностями человека. Кроме того, при обучении требуется внимание, терпение и усидчивость со стороны обучаемых. Во-вторых, с появлением однополосной радиосвязи снизился интерес к работе телеграфом со стороны радиолюбителей. Это можно понять, ибо работа в телефонном режиме дает больше возможностей в обмене информацией и приближает человека к более тесному личному общению. Однако знание телеграфа обязательно для каждого радиолюбителя.
Все вышесказанное относится и к молодежи, занимающейся в радиокружках. С одной стороны, они хотят как можно скорее работать в эфире, с другой стороны, изучение телеграфа некоторым затруднено по физическим возможностям, другим - просто неинтересен этот предмет. В этом случае можно рекомендовать следующий пример в обучении.
Вы готовите обучаемых к работе на радиостанции только в телефонном режиме. Обучаемые ждут с нетерпением этого момента, но, поработав какое-то время в телефонном режиме, они обязательно заинтересуются телеграфом. И если в их присутствии будете проводить интересные связи телеграфом, их обязательно увлечет и этот способ работы в эфире.
Тот, кто поставил себе задачу стать радиолюбителем-коротковолновиком, обязательно займется телеграфом. Вот почему изучение телеграфа и работа на радиостанции тесно связаны друг с другом. Методика обучения телеграфной азбуке почти везде одинакова. Играет существенную роль лишь степень подготовки инструктора-преподавателя. Конечно, предпочтение нужно отдать инструктору, имеющему опыт обучения и в совершенстве владеющему телеграфом.
В обучении работе на радиостанции существенную роль играет материальное оснащение кружка, секции, радиоклуба. Желательно создание у вас радиоприемного центра, состоящего из нескольких радиопремников. Это даст возможность большему количеству обучаемых заниматься радионаблюдением. Радиолюбитель (SWL) -это первая ступень в радиолюбительской практике коротковолновика. Когда учащиеся освоят работу наблюдателя, изучат правила работы в эфире, начните с ними работу в "малом" эфире, используя для этого УКВ радиостанции, радиотелефон. Создайте любительскую радиосеть, используя уже полученные OSL-карточки, т.е. позывные и QTH для работы в этих радиосетях. Это только расширит знания учеников в познании радиолюбительских районов, городов, населенных пунктов. Когда вы убедитесь, что ученики освоили работу наблюдателя, свободно работают в "малом" эфире, оформите им наблюдательские позывные. Причем это событие проведите в торжественной обстановке с вручением документа, подтверждающим право на работу в эфире наблюдателем. После этого проведите совместно с каждым учеником связь на коллективной радиостанции, естественно, в присутствии начальника радиостанции или его заместителя и под вашим руководством.
Еще на один предмет необходимо обратить внимание. Это - "Правила технической эксплуатации и безопасности электротехнических установок, а также пожарной безопасности". Необходимо постоянно помнить, что родители доверили вам самое дорогое - детей. Но дети есть дети. Кроме фантазии они наделены еще одним качеством - любопытством, а это иногда приводит к печальным результатам. Вот почему изучение и неукоснительное выполнение правил ПТЭ и ПТБ необходимо изучать и требовать их выполнение с первых дней начала занятий.
Правила ПТЭ и ПТБ, а также пожарной безопасности очень хорошо изложены в "Инструкции по регистрации и эксплуатации любительских приемо-передающих радиостанций". Можно пользоваться и "Правилами ПТЭ и ПТБ для промышленных предприятий", изданных после 1989 года. Конечно, правила нужно изучать с учащимися не все подряд, а в части, непосредственно касающейся электрорадиоаппаратуры, имеющейся в вашем кружке или клубе. Первое и неукоснительное правило, которое должны запомнить ученики
- НЕ ЗНАЕШЬ - НЕ ТРОГАЙ! НЕ ВКЛЮЧАЙ НИКАКУЮ АППАРАТУРУ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ!
Примеры невыполнения правил ПТЭ и ПТБ;
- дети пробуют включать в розетки с напряжением 220 В электролитические конденсаторы, что может привести к печальным последствиям;
- просовывать металлические предметы (отвертки, проволоку) в щели установок, находящихся под напряжением.
Поэтому руководителю занятий необходимо постоянно осуществлять контроль за учащимися с точки зрения соблюдения правил ПТЭ и ПТБ. В кружке или радиоклубе могут производиться работы по установке или ремонту антенно-мачтового хозяйства. Как правило, в населенных пунктах антенны устанавливаются на крышах зданий. Ни в коем случае не привлекайте детей к этой работе, даже при установке мачт на земле. Если у вас есть кружок конструирования, то все наладочные работы с радиоаппаратурой делайте в кружке под контролем руководителя.
Категорически запрещается такие работы проводить в домашних условиях.
Каждое правило ПТЭ и ПТБ старайтесь подтвердить примером или показом, почему необходимо его соблюдение. И коль скоро мы коснулись вопроса конструирования, давайте немного поговорим об этом.
Во-первых, можно ли конструирование отнести к изучаемому предмету? Очевидно, нет! Потому что конструирование включает в себя знание многих предметов: злектрорадиотехники, электроники, математики, геометрии, черчения, слесарное дело и многое, многое другое. Кружки конструирования могут и должны создаваться, но их должны вести опытные и грамотные в этом отношении руководители, имеющие не только знания, но и опыт в этих вопросах. Кстати, в пособии по "внешкольной работе" есть вопросы, связанные с работой такого кружка, и даже дана тематика. Но нужно прямо сказать, что к радиолюбительству оно почти не имеет отношения.
Поэтому преподаватель сам должен определить и дать направление ученикам - чем они будут заниматься. Естественно, что основным правилом в этом кружке должно быть - от простого к сложному!
3. Одним из важных факторов в воспитании учащихся как радиолюбителей, а также привития товарищеских отношений и военно-патриотического воспитания являются соревнования, дни активности в эфире, работа на дипломы, радиоэкспедиции и другие подобные мероприятия.
Соревнования совершенствуют мастерство, и поэтому их нужно проводить как внутри кружка, так и принимать участие в более крупных мероприятиях. Первые соревнования вы можете организовать среди учащихся после изучения азбуки Морзе, в кружке конструирования - на быстроту сборки действующей схемы.
Организовать соревнования на УКВ станциях, включив туда передачу и прием радиограмм, переход на разные частоты. Когда ваши ученики освоят работу в большом эфире, обязательно участвуйте в соревнованиях "город, область".
Сделайте девизом каждого учащегося - участника соревнований "Не смог сам выполнить условия - помоги товарищу!"
Обязательно подводите итоги. По возможности поощряйте отличившихся какими-либо сувенирами! Обязательно участвуйте в днях активности.
Если день активности организован в ознаменование какого-то события, сообщите своим ученикам об этом событии.
То же самое при работе на дипломы, вымпелы, значки.
Если есть возможность, побывайте с учениками в музеях города, воинской части, где можно наглядно показать, где происходило это событие и почему оно отмечается.
Принимайте активное участие в радиоэкспедициях, посвященных историческим событиям, связанным с победами Российской армии и флота. Организуйте беседы, связанные с этими событиями. Уделите особое внимание, если в этих событиях участвовали связисты-радисты.
Ежегодно проводятся дни активности, посвященные Дню Победы. Возможно, вы сами учредите диплом или вымпел. Организуйте, если есть возможность, встречу с ветеранами войны - радистами.
В заключение еще раз хочется напомнить, что все изложенное в этом материале не есть прямое указание к действию, а лишь то, с чем автору приходилось сталкиваться на практике.
Позвольте выразить надежду, что мои соображения кому-то помогут в работе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерный план работы радиокружка
Примечание: Учебные 8 мес. - с 1 октября по 30 мая. Всего занятий в неделю - 4 часа.
Предметы |
Расчет часов по предметам |
Всего часов |
окт |
ноя |
дек |
янв |
фев |
мар |
апр |
май |
Радиотехника |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
12 |
Устройство радиостанций |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
24 |
Прием на слух, передача на ключе |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
48 |
Работа на радиостанциях |
- |
2 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
30 |
Организация радиосвязи |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
- |
9 |
ПТЭ и ПТБ |
2 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
5 |
Итого |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
128 |
Примерные темы занятий
РАДИОТЕХНИКА
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ РАДИОСВЯЗИ
- основные законы электротехники;
- позывные, регламент связи,
- сопротивление, емкость;
документация, Q-код, любительский
- элементы радиолюбительских схем;
код;
- измерительные приборы;
РАБОТА НА РАДИОСТАНЦИЯХ
- изготовление простейших радиосхем.
- организация радиосвязи в "малом эфире";
УСТРОЙСТВО РАДИОСТАНЦИИ
- радионаблюдение;
- блок-схема радиостанции;
- выход в эфир на 160 м;
- радиопередатчик;
- участие в соревнованиях.
- радиолюбительская радиостанция.
ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ
ПРИЕМ НА СЛУХ, ПЕРЕДАЧА НА КЛЮЧЕ
ЭКСПЛУАТАЦИИ
- техническая безопасность;
метод обучения по усмотрению преподавателя.
- пожарная безопасность;
- изучение правил.
|
|
|